Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о специальных условиях для обучения инвалидов и
лиц с ограниченными
возможностями здоровья
Организация образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в прогимназии осуществляется в соответствии
с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ", локальными
актами МКОУ:
1.Положение об
инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Положение о психолого - педагогическом консилиуме.
3. Положение о логопедическом пункте.
4. Положение о психологической службе.
5. Положение о
логопедической группе.
В МКОУ созданы специальные условия обучения, воспитания и развития
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Имеется Паспорт доступности объекта социальной
инфраструктуры.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью
и ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания
и развития,
включающие в себя:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ
коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов
обучения и воспитания;
Обеспечивается диагностико коррекционное,
психолого-педагогическое
сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей
прогимназии и в соответствии
со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающегося. Учитель – логопед и педагог – психолог проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают
коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических
подходов.
Дети -
инвалиды и с ОВЗ могут получать образование, как в логопедических, так и в
общеразвивающих группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида и на основании заключения ПМПК.
Адаптированные
программы разрабатываются по
рекомендации ПМПК.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 7групповых помещений и 4 класса. В том числе оборудованных для проведения практических занятий (логопедический кабинет, музыкальный зал), объектов спорта (физкультурный зал, физкультурная площадка), средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и
хранения верхней
одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная
(для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой
посуды), санузел (туалет и умывальная). Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, требованиями Основной образовательной программы, ФГОС ДО, ФГОС НОО. В помещениях созданы центры по образовательным областям: познавательному,
социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому, физическому
развитию.
Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе
размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные
календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный
материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы
для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно –
печатные игры).
В групповых помещениях, в зависимости от возраста детей, имеются
разнообразные виды театров:
- трафаретный, - настольный, - теневой,
- кукольный,
- атрибуты,
- элементы костюмов
для сюжетно – ролевых, режиссерских
игр, игр – драматизаций.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты учителя-логопеда,
педагога - психолога
1.Оснащение кабинета:
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с
документацией.
2. Учебно-методические
пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов
звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков,
речевое домино, логопедическое
лото, речевые домики;
- по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонематического
слуха;
- по лексическому запасу:
дидактические игры,
наборы картинок;
- по связной речи: наборы предметных, сюжетных
картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа,
алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов, методическая литература по разделам.
б) для обследования интеллекта, развития памяти,
внимания, мышления:
- счетный материал, пирамидки,
- разрезные картинки разной конфигурации,
- набор картинок "Четвертый лишний",
- набор карточек
на обобщающие темы, наборы
картинок для игр "Чей силуэт", "Что
сначала, что потом", "Путаница",
"Нелепицы".
в) картотеки:
- артикуляционная гимнастика
в картинках, - пальчиковые игры,
- дыхательные упражнения
и игры,
- наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения
на релаксации.
г) пособия и
материалы:
- на развитие
дыхания:
свистки, дудочки, воздушные шары,
вертушки,
мыльные пузыри; - на развитие мелкой моторики:
матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы,
трафареты;
- по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал
Музыкальный зал оснащен
современным оборудованием:
- мультимедийный
программный комплект,
- пианино,
- синтезатор,
учебно методическими
материалами:
- оборудованием для музыкальных
игр-драматизаций, - атрибутами для игр,
- детскими музыкальными инструментами
(металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки и т.д.),
- портретами
композиторов.
Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими
играми.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о библиотеке,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Отдельного помещения для библиотеки нет, литература находится в методическом
кабинете, групповых
помещениях и классе:
- учебная
и методическая литература;
- периодическая печать;
- детская художественная литература.
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые
подобраны в соответствии
с образовательными и
предметными областями:
Средства обучения
и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно –
методические пособия;
- дидактические
пособия;
- наглядные пособия;
- дидактические пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта,
приспособленные для использования инвалидами
и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
В прогимназии созданы все условия для
полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных
умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма,
развития физических качеств и способностей.
Для этого в отдельном помещении оборудован
физкультурный зал, в котором проводятся ООД, уроки, физкультурные досуги,
праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное
оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для ведения
физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное
оборудование:
-
гимнастические шведские лестницы,
-
гимнастическая доска,
-
гимнастические скамейки,
- мишени
разных типов,
-
стойки и планки для прыжков;
-
маты;
спортивный
инвентарь:
-
мячи,
-
мешки с песком,
-
обручи,
-
ленточки,
-
кубики,
-
погремушки,
-
шнуры,
-
скакалки,
-
гантели,
-
коврики для занятий,
-
следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствуют
правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим
особенностям детей, их возрасту.
Физкультурная
площадка
Физкультурная площадка оборудована детским
спортивным и игровым оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все средства обучения и воспитания вместе с другими воспитанниками используются инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями.
Средства обучения подразделяются на
следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия,
книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, демонстрационный и раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (мультимедиа сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные
энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные кинофильмы, учебные
фильмы на
цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски).
- демонстрационные (гербарии,
муляжи, макеты,
стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,
мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В прогимназии созданы
следующие условия для обеспечения доступа в здание инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
1. На территории образовательного учреждения имеется
асфальтовое покрытие соответствующие требованиям СанПиН для инвалидов и детей с
ОВЗ.
2. Дверные проемы всех дверей в групповых и других
помещениях широкие.
3. Напольные покрытия в групповых помещениях позволяют
свободно передвигаться инвалидам и детям с ОВЗ.
4. Здание оснащено системой противопожарной
сигнализации и видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ
будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Сведения о
специальных условиях питания обучающихся
Питание обучающихся, в том числе инвалидов и
лиц с ОВЗ, в прогимназии осуществляется в соответствии с действующими
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и Положением об
организации питания.
Основными
задачами организации питания обучающихся в прогимназии являются:
–
создание условий, направленных на обеспечение обучающихся рациональным и
сбалансированным питанием;
–
гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых
в приготовлении блюд;
–
пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
В прогимназии обеспечивается 3-х разовое
сбалансированное питание в соответствии с 10-ти дневным меню. При организации
питания учитываются возрастные нормы физиологических потребностей детей в
основных пищевых веществах и энергии.
Организация питания детей (получение,
хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на
пищеблоке, создание условий для приема пищи обучающимися и пр.) осуществляется
работниками прогимназии в соответствии с штатным расписанием и функциональными
обязанностями (медсестры, повара, подсобного рабочего, кладовщика, педагогами,
младшие воспитатели).
Обеспечивается санитарно-эпидемиологическая
безопасность питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию
пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению,
приготовлению и раздаче блюд.
Работа по организации питания обучающихся
осуществляется под руководством педагогов и заключается: в создании безопасных
условий при подготовке и во время приема пищи; в воспитании культурно -
гигиенических навыков во время приема пищи обучающимися.
Для контроля за организацией питания детей
в учреждении создана бракеражная комиссия, которой осуществляется приемный
контроль. Результаты производственного контроля регистрируются в бракеражном
журнале. Пищевые продукты, поступающие в прогимназию, имеют документы,
подтверждающие их качество и безопасность; хранятся с соблюдением требований
СанПиН. Устройство, оборудование, содержание пищеблока прогимназии
соответствуют санитарным правилам. Пищеблок оснащен всем необходимым
технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем,
кухонной посудой. Все блюда готовятся в соответствии с технологическими
картами, санитарными нормами. Для обеспечения преемственности питания в течение
года проводится информирование родителей об ассортименте питания детей,
вывешивается ежедневное меню.
Специальные условия охраны здоровья
Сведения о специальных условиях
охраны здоровья обучающихся
В прогимназии
создаются условия
охраны здоровья
обучающихся, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В прогимназии имеются
медицинский и процедурный кабинеты. В штате учреждения медицинского работника
нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с
ГБУЗ «Центральная районная больница» Терского
муниципального района, в рамках которого: организуется
систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся, проводятся консультации для педагогов, родителей, проводятся профилактические мероприятия
по предупреждению заболеваний среди обучающихся (профосмотры).
В прогимназии функционируют: медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет, которые оснащены
в соответствии с нормами и требованиями СанПиН.
Квалифицированная медицинская
сестра осуществляет
первую
доврачебную медицинскую помощь, проводит профилактические осмотры обучающихся, мониторинг состояния их здоровья, санитарно-гигиенические,
профилактические и оздоровительные мероприятия.
Охрана здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной
помощи; - организацию
питания обучающихся;
- определение
оптимальной учебной нагрузки,
режима занятий;
- прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров
и диспансеризации;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания вОУ;
- проведение
санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- пропаганду и
обучение навыкам
здорового образа жизни.
Функционирует психолого-педагогический консилиум прогимназии. Целью ППК является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого – педагогического
сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или
состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного
учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. ППК тесно сотрудничает с республиканским ПМПК. В сложных ситуациях обучающиеся с родителями направляются на дальнейшее обследование
в республиканский ПМПК.
В прогимназии используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений
в здоровье, в том числе инвалидов
и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующее мероприятия:
· проведение
профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению
адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление
систематического контроля за физическим развитием обучающихся и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей,
проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных
норм и правил.
Состояние
и содержание территории, здания,
помещений соответствует требованиям действующих
санитарно-эпидемиологических правил
(Постановление главного государственного
санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"). Каждая группа
имеет отдельный прогулочный участок.
Формирование здоровьесберегающей культуры и воспитание навыков здорового образа жизни у обучающихся считается одной из главных задач учреждения.
Исходя из этого, работа
строится на основе
целевой программы «Здоровье». Систематически
проводится целенаправленная деятельность по охране жизни и здоровья обучающихся:
инструктажи, беседы, физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций, что способствует формированию у детей желания заботиться
о своем здоровье. Состояние физического
воспитания и заболеваемость детей отслеживается в течение учебного года и обсуждается на
педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях Управляющего совета, родительских собраниях. В учреждении ведется
контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при организации образовательной деятельности, созданием оптимальных
режимов обучения и воспитания, психогигиены и психопрофилактики образовательного
процесса, созданием внутри учреждения «здоровой»
образовательной среды путем снятия перегрузок. Ведётся
наблюдение за состоянием экологического комфорта в группах и
классе: воздушно-тепловой режим соответствует норме, во всех помещениях установлен
режим проветривания помещений: проветривание осуществляется в соответствии с СанПиН. Работает консультационный пункт
по
вопросам здоровьесбережения детей, внедрения здоровьесберегающих методик в процесс
обучения и воспитания. Принимаются меры по предупреждению травматизма обучающихся и работников.
Для соблюдения теплового
режима производится текущий ремонт отопления,
водоснабжения, водоотведения, освещения, утепления.
Для соблюдения охраны жизни детей в прогимназии так же реализуется программа по
ПДД, проводятся регулярные встречи с работниками ГИБДД.
Для выполнения противопожарных
мероприятий, установлена пожарная сигнализация, имеются огнетушители.
Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда в прогимназии используется программно-методическое обеспечение по охране труда, проводится инструктаж на рабочем месте, вводный
инструктаж с вновь устроенными
на работу сотрудниками.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о доступе к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями
здоровья
1. Количество компьютеров
в прогимназии, подключенных к сети "Интернет" - 9 точек, в том числе для учебно-вспомогательных целей - 5;
2. Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 5
мбит/сек. Оказание данных услуг
осуществляется «Ростелеком»;
3. Разработан
и действует сайт МКОУ Прогимназия№
2 г.п. Терек»;
4. Официальный сайт учреждения
имеет
версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В прогимназии обеспечивается доступ педагогов и обучающихся, в том числе
инвалидов и лиц с ОВЗ к имеющимся
электронным образовательным ресурсам:
5компьютеров,
- ноутбук,
- музыкальный центр в
музыкальном и физкультурном
залах,
- мультимедийное оборудование
(проектор, экран),
- 11 телевизоров
в групповых
помещениях ;
- мультимедийное оборудование
в классе:
- сенсорный уголок
для зоны психологической разгрузки
- мультимедийные пособия «Уроки тетушки Совы» для детей старшего дошкольного возраста.
Дети-инвалиды
и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих
основаниях,
в том числе с имеющимся в прогимназии оборудованием.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования