Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия №2 городского поселения Терек»
Терского муниципального района
Кабардино - Балкарской Республики
РАССМОТРЕНО
педагогическом совете
Протокол № 1
от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
Тутова Л.А.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МКОУ
Прогимназия №2 г.п. Терек
№78 от 28.08.2025г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек
на 2025 – 2026 учебный год
Терский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика 2025
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план (МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек) (далее – учебный план)
соответствует требованиям ФГОС НОО.
Учебный план разработан на основе федерального учебного плана (п. 25
«Федеральный учебный план начального общего образования» Федеральной
образовательной программы НОО).
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении НОО реализуется преимущественно за
счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части Программы составляет 80 %, а объём части,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, - 20 % от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения Программы с учётом обязательных для изучения учебных
предметов.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие учебные предметы.
Учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с
подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ
реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение
федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с
федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального
общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Учебные предметы «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является
самостоятельной и включает обязательные учебные предметы: родной (кабардиночеркесский) язык, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке, родной
(русский) язык, литературное чтение на родном (русском) языке.
Учебный предмет «Математика» в 3-4 классах (4 часа в неделю).
Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
• «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
• «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
• «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
Учебный предмет «Английский язык» в 3-4 классах составляет 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Окружающий мир» в 3 - 4 классах изучается как обязательный по
2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и
разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности
жизнедеятельности.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
применяется непосредственно при реализации обязательной части образовательной
программы начального общего образования.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от
24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное
применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир».
Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в
объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены
модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов
России» и «Основы светской этики».
Учебный предмет «Музыка» изучается в объеме 1 часа в неделю в 3- 4-м классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме изучается в
объеме 1 часа в неделю в 3- 4-м классах. Программа учебного предмета «Изобразительное
искусство» на уровне начального общего образования включает тематический модуль
«Работа в графическом редакторе Paint», который обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий.
Учебный предмет «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий) в объеме 1 ч в неделю в 3-4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 2 часа в
неделю. Третий час реализуется за счет часов части, формируемой участниками
образовательных отношений, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
отсутствует в связи с отсутствием часов (максимально допустимая недельная нагрузка
обучающихся 3-4 кл. – 23 ч. в неделю).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных
для изучения учебных предметов.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних.
Изучение информатики в 3–4-х классах осуществляется в рамках предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за
счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных
предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
«Изобразительное
искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Технология»
– модуль
«Информационно-коммуникативные
технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются
в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372, и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся» МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого учебного
периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов
выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом
степени значимости отметок за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс. Формы промежуточной аттестации для предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули Классы
3-4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
3–4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
Русский язык
Литературное чтение
Формы промежуточной аттестации
3-4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
3–4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
3-4-й
Словарный диктант, перевод с иностранного
языка на русский
3–4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени значимости
отметок за тематические проверочные работы
3–4-й
Среднее арифметическое накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ
Родной язык
Литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
ОРКСЭ
4 -й
Условная шкала
Изобразительное искусство
3–4-й
Условная шкала
Музыка
3–4-й
Условная шкала
Труд (технология)
3–4-й
Условная шкала
Физическая культура
3–4-й
Условная шкала
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в т.ч.
предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого прогимназией.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Для уровня начального общего образования выбран вариант 3 учебного плана:
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке,
но наряду с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя).
Вариант 3
для образовательных организаций,
в которых обучение ведётся на русском или родном языке,
но наряду с ним изучается один из языков народов России
(5-дневная учебная неделя)
Учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка)
Количество часов в неделю
Учебные предметы/ классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
Литературное чтение
3
3
3
3
Родной (кабардино-черкесский)
0,5
1
1
0,5
язык
Литературное чтение на родном
0,5
1
1
0,5
(кабардино - черкесском) языке
Иностранный язык
2
2
2
Математика
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
ОРКСЭ
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Итого:
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая
недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и
гигиеническими нормативами
Внеурочная деятельность (всего
часов)
1. Разговоры о важном
2 Богатство родного языка
3.Функциональная грамотность
(финансовая грамотность)
Всего
20
12
3
3
6
16
8
1
4
1
1
2
20
0
1
1
2
23
0
1
1
2
23
0
1
1
2
23
0
4
4
8
89
0
33
620
34
782
34
782
34
782
135
2966
20
23
23
23
89
4
1
2
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
2
1
14
4
6
4
Продолжительность учебного года при получении НОО составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2966
часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной учебной неделе.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с
вариантами федеральных учебных планов составляет:
в 3 классе - 23 часа (вариант № 3);
в 4 классе - 23 часа (вариант № 3);
Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет:
в 3 классе - 782 часа (вариант № 3);
в 4 классе - 782 часа (вариант № 3).
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8
учебных недель; во втором полугодии - не более 11 недель для 3 - 4 классов.
Продолжительность урока составляет: в 3-4 классах - 45 мин.
При реализации варианта 3 федерального учебного плана количество часов на
физическую культуру составляет 2, третий час реализуется за счет часов части,
формируемой участниками образовательных отношений, включая использование учебных
модулей по видам спорта.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1,5 часа - для 3 класса, 2 часа - для 4
класса. Прогимназия осуществляет координацию и контроль объема домашнего задания
обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими
нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке,
при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки
(например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно- эпидемио-логическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.
3.2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №2
городского поселения Терек» Терского муниципального района
Кабардино - Балкарской Республики
Учебные курсы
Разговоры о важном
Финансовая грамотность
Богатство родного языка
Адыгский этикет
ИТОГО недельная нагрузка
Количество часов в неделю
3
4
1
1
1
1
1
1
0
1
3
4
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Формы реализации внеурочной деятельности МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек
определяет самостоятельно.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые
студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
спортивные клубы, общественно полезные практики и другие.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования (учреждений культуры, спорта).
В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может
заключать договоры с учреждениями дополнительного образования.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек в сфере внеурочной деятельности
и включает в себя:
1)
внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2)
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3)
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, включая общественно полезную деятельность,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования, социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4)
внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне школы, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5)
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (младших школьников), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских общественных объединений, организаций и
других;
6)
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7)
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
педагогов-психологов);
8)
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и
здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
1/2 количества часов.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства, принципа преемственности всех уровней образования:
1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе (Программа курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном», одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.);
1 час в неделю — на занятия по формированию финансовой грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности). Программа курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни», одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 7/22
от 29.09.2022 г.;
1 час в неделю - в 3 классе, - отводится на занятия «Богатство родного языка», 1
час в неделю – в 4 классе - отводится на занятия «Богатство родного языка», 1 час в
неделю – в 4 классе - «Адыгский этикет». Эти часы направлены для создания речевой
среды для практики использования родного языка, отработки речевых навыков
(аудирования, говорения), усвоенных на уроках, в творческой деятельности с учетом
психолого-возрастных особенностей обучающихся, на чтение и анализ художественных
текстов на родном языке. Для совершенствования речи, активизации словарного запаса
ребенка, формирования и совершенствования звуковой культуры речи, ее интонационного
строя можно использовать возможности театрализованной деятельности, музыкальноритмические занятия.
Формы
внеурочной
деятельности
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы; гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, в том числе экскурсии в музеи, парки, на предприятия, походы, деловые
игры и другое.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей
направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего
образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.