Программа дополнительного обучения русскому языку иностранных граждан, не прошедших тестирование для приема в общеобразовательн

Данная программа предназначена для подготовки детей-мигрантов, не
прошедших тестирование на знание русского языка, к повторной процедуре с
целью поступления в образовательную организацию (уровень начального общего
образования).
Пояснительная записка
Актуальность создания данной программы связана с необходимостью
исполнения приказа Министерства Просвещения Российской Федерации № 170
от 04 марта 2025 года «Об утверждении Порядка проведения в государственной
или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан
и лиц без гражданства».
В соответствии с пунктами 21, 22 Порядка проведения в государственной
или муниципальной образовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточного для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лица без гражданства, общеобразовательная организация
обязана иностранному гражданину, не прошедшему тестирование, обеспечить
дополнительное обучение русскому языку для повторного прохождение
тестирования не ранее, чем через три месяца.
Успешное овладение русским языком необходимо также для скорейшей
адаптации в условиях новой социально-культурной среды и для поступления в
российские учебные заведения по окончании обучения в школе. Данная
программа по русскому языку предназначена для детей младшего школьного
возраста, относительно недавно прибывших в Россию и испытывающих
трудности при общении и обучении на русском языке и не прошедших
тестирование.
Предусмотрено разделение на четыре группы:
дети, поступающие в первый класс;
дети, поступающие во второй класс;
дети, поступающие в третий класс;
дети, поступающие в четвертый класс.
Программа разработана с учетом данных о психологических особенностях
детей младшего школьного возраста и направлена на создание условий для
успешного прохождения тестирования на знание русского языка
несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без
гражданства, которое обеспечит возможность зачисления в ОО и освоения
образовательной программы начального общего образования.
Освоение содержания программы происходит в течение трех месяцев:

 для поступающих в первый класс – 48 часов (4 занятия в неделю
продолжительностью 35 – 40 минут);
 для поступающих во второй, третий, четвертый классы – 72 часа (6 занятий
в неделю продолжительностью 40 – 45 минут).
Овладение языком на этом уровне позволяет полноценно общаться на
русском языке не только на бытовые, но и на социально значимые, культурные,
учебные и академические темы, а также даёт возможность в полной мере
воспринимать учебный материал на занятиях по предметам в школе.
Результаты освоения Программы
Для поступления в 1 класс
 Дети умеют участвовать в диалоге.
 Дети умеют создавать монологическое высказывание с опорой на
предложенные вопросы.
 Дети демонстрируют понимание прослушанного текста.
Для поступления во 2 класс
 Дети умеют участвовать в диалоге.
 Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
 Дети умеют читать вслух.
 Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
 Дети понимают и умеют пересказать прослушанный текст.
 Дети умеют различать гласные и согласные звуки.
 Дети умеют определять ударные и безударные гласные звуки в слове.
 Дети знают русский алфавит.
 Дети умеют называть слова, входящие в тематические группы.
 Дети умеют правильно списывать текст.
Для поступления в 3 класс
 Дети активно участвуют в диалоге.
 Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
 Дети умеют читать вслух и про себя.
 Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
 Дети умеют пересказывать прочитанный текст.
 Умеют устанавливать смысловые и грамматические связи между словами в
синтаксических конструкциях.
 Дети умеют правильно списывать текст.
 Дети умеют записывать текст под диктовку.
Для поступающих в 4 класс
 Дети активно участвуют в диалоге.
 Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
 Дети умеют читать вслух и про себя.

 Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
 Дети умеют пересказывать прочитанный текст.
 Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка в соответствии с
возрастными особенностями.
 Дети умеют правильно списывать текст.
 Дети умеют записывать текст под диктовку.
 Дети умеют правильно списывать текст, вставляя пропущенные буквы
Содержание программы
В процессе курса дети познакомятся с необходимым лексическим
материалом по основным тематическим разделам. Сюда относятся
непосредственно слова для обозначения предметов, действий, признаков,
характеристик и др. и слова, служащие для связи слов и синтаксических единиц.
(существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные,
наречия, предлоги, союзы, частицы); речевые клише – выражения, наиболее часто
употребляемые как в разговорной, так и в письменной речи (художественного,
научного и официального стилей); некоторые фразеологические выражения.
Желательно ознакомить учащихся с основами русского словообразования.
Отдельная лексическая группа — слова-термины, академическая и учебная
лексика, необходимая для успешного освоения школьной программы. Также
учащиеся узнают основные грамматические правила русского языка, правила
изменения форм, согласования слов, предложно-падежного управления. Особое
внимание уделяется таким традиционно трудным для освоения инофонами темам
как согласование имён существительных и прилагательных в роде, числе и
падеже, изменение падежных форм количественных числительных, употребления
притяжательных местоимений в русском языке (её/его/свой...), употребление
глаголов совершенного и несовершенного вида и др. В курсе уделяется
обязательное внимание фонетической стороне речи: постановке произношения
отдельных звуков и сочетаний звуков; ударению, в том числе смещающемуся в
зависимости от словоформы; интонации в разных типах предложений. На
начальном этапе обучения учащиеся обучаются чтению и письму на русском
языке — как печатным, так и курсивным шрифтом; далее уделяется внимание
правописанию, умение писать грамотно формируется во многом за счет
запоминания и контроля верного написания слов через орфографический словарь,
а также с использованием некоторых, доступных неносителям языка, способов
самопроверки написания. Пунктуация не является приоритетом данного курса.
Форматы работы — преимущественно игровые, ролевые, коммуникативные,
например: ролевая игра, диалоги, квесты, творческие задания. В занятия должна
быть включена двигательная активность, в том числе с целью лучшего усвоения
и запоминания материала через сцепку «движение-фраза». Содержательная
сторона материала учащимся преподается с позиции коммуникативной задачи,

так как общей целью обучения русскому языку по данной программе является не
получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской речью.
Фонетика. Графика. Алфавит.
Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила
произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций:
ИК-1 (законченное высказывание, перечисление), ИК-2 (специальный вопрос,
просьба, требование, обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма,
просьба, переспрос, перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а»,
перечисление, неконечная синтагма, официальные вопрос с оттенком
требования), ИК-5 (оценка), ИК-б (восклицание, вопрос).
Словообразование. Морфология. Основа слова и окончание; корень,
префикс, суффикс. Распознавание ограниченного числа словообразовательных
моделей:
-существительных: лицо мужского/женского пола по профессии, занятиям,
национальности и др. с суффиксами -тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), щик/-щиц(а), -/-к(а), -ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-;
абстрактные понятия, действия, признаки, качества и др. с суффиксами ни(е),
-ени(е), -ани(е), -ств(о), к(а), - аци(я), -ость; и др.;
- прилагательных: с суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, -ическ-;
- наречий: с суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски;
Основные виды чередования звуков в корне.
Имя существительное: 1. Род, число; 2. Формообразование; 3.
Одушевленные и неодушевленные существительные; 4. Падежная система,
значение и употребление падежей.
Местоимение: 1. Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты,
он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько), притяжательных (мой,
твой, свой), указательных (тот, этот), определительных (сам, каждый, весь),
отрицательных (никто, ничего), возвратного (себя) местоимений.
Имя прилагательное: 1. Род, число. 2. Полные и краткие прилагательные. 3.
Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже. 4. Падежная система полных прилагательных.
Глагол: 1. Инфинитив. 2. Несовершенный и совершенный вид глагола. 3.
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. 4. Основы глагола, 1 и 2
спряжение глагола. 5. Классы и группы глаголов (1: читать — читаю; 2: уметь —
умею; 3 чувствовать — чувствую; 4: встретить — встречу; 5: отдохнуть —
отдохну; 6 давать — дают; 7: ждать — ждут; 8: писать — пишут; 9: петь — поют;
10 мочь — могут; 11: идти — идут; 12: ехать — едут; 13: хотеть —хотят; 14 брать
— берут; 15: жить —живут; 16: пить — пьют; 17: есть — едят). 6. Возвратные
глаголы. 7. Глаголы движения без приставок и с приставками.

Имя числительное: 1. Количественные и порядковые числительные. 2.
Употребление числительных в сочетании с существительными и
прилагательными.
Наречие: 1. Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени
(утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно,
быстро). 2. Предикативные наречия (нужно, можно, нельзя), вопросительные
наречия (как, когда, где, куда, откуда). 3. Степени сравнения наречий (хорошо —
лучше — лучший, синий — синее (более синий) — самый синий). Служебные
части речи:
1. Предлоги (в, о, на, над, под, без, через, после, с, до, к, по, от, из, у и др.),
их значение. 2. Союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому
что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения. 3. Частицы
(не, ни, ли, неужели, разве), их значения.
Синтаксис. 1. Виды простых предложений: двусоставные - односоставные,
утвердительные/отрицательные,
побудительные,
повествовательные,
вопросительные. 2. Понятие о субъекте и предикате в предложении, их
согласование. 3. Способы выражения логико-смысловых отношений в
предложении (объектные, атрибутивные, пространственные, временные, целевые,
причинно-следственные отношения). 4. Прямая и косвенная речь (союзные слова
и союзы в косвенной речи). 5. Порядок слов в предложении. 6. Виды сложного
предложения: сложносочиненные (с союзами и, а, но, или, не только..., но и),
сложноподчиненные (изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где,
куда), определительные (который, где, куда, откуда, когда), временные (когда,
после того как, перед тем как, до того как), условные (если, если бы), причинноследственные (потому что, так как, поэтому), целевые (чтобы, для того чтобы),
уступительные (хотя, несмотря на то что), образа действия (как), меры и степени
(чем... тем).
Лексика
Лексический минимум составляет 2300 единиц, обеспечивающих общение
в рамках тематического и инонационального минимума. Основной состав
активного словаря данного уровня обслуживает бытовую, социально-культурную
и культурную сферы общения. Содержание коммуникативно-речевой
компетенции интенции. Ситуации и темы общения. При решении определенных
коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально реализовать
следующие интенции:
— вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или
представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо,
благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять;
— инициировать, поддерживать, изменять тему (направление) беседы;
привлекать внимание, просить повторить, переспрашивать, напоминать,
завершать беседу;
— запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать о факте
или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о

количестве, качестве, принадлежности предметов; о действии, времени, месте,
причине и цели действия или события; возможности, необходимости,
вероятности, невозможности действия;
— выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание, совет,
предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или
запрещение, обещание, неуверенность, сомнение;
— выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию,
поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие,
сожаление.
Учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать свои основные
коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
— в административной службе (в дирекции, в офисе и т. п.);
— в магазине; в ресторане, буфете, кафе, столовой;
— на почте; в банке, в пункте обмена валюты;
— в гостинице; на вокзале, в аэропорту;
— в аптеке; в поликлинике, на приёме у врача;
— на улицах города, в транспорте;
— в ситуации общения по телефону;
— на занятиях; в библиотеке; в театре, музее, на экскурсии.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной форме в
рамках актуальной для данного уровня тематики. 1. Рассказ о себе. Биография:
детство, учеба, интересы. 2. Мой друг (знакомый, член семьи). 3. Семья. 4. Учеба,
работа, место учёбы. 5. Изучение иностранного языка. 6. Мой учебный день. 7.
Свободное время, отдых, интересы. 8. Родной город, столица. 9. Здоровье. 10.
Погода.
Требования к речевым умениям. Аудирование
Аудирование монологической речи. Учащийся должен уметь: понять на
слух информацию, содержащуюся в монологическом выказывании: тему,
основную идею, главную и дополнительную информацию каждой смысловой
части сообщения с достаточной полнотой, глубиной и точностью. Тематика текста
актуальна для социально-культурной сферы общения. Тип предъявляемого
текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа.
Аутентичные или с минимальной степенью адаптации сюжетные тексты,
построенные с учетом лексико-грамматического материала, соответствующего
данному уровню.
Количество предъявлений: 1. Аудирование диалогической речи Учащийся
должен уметь: понять на слух содержание высказывания собеседника, его,
коммуникативные намерения. Тематика диалога актуальна для социальнокультурной сферы и сферы повседневного общения. Диалоги составлены на
знакомом языковом материале; типы диалогов: диалог-расспрос, диалогсообщение, диалог-побуждение. Объем диалога: 10-12 развернутых реплик.
Чтение. Учащийся должен уметь:

— использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки;
— определять тему текста, понять его основную идею; количество
предъявлений может быть учтено при тестировании;
— понимать как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
— интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки
автора. Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.
Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения. Тип
предъявляемого текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения. Аутентичные тексты или с
минимальной степенью адаптации на лексико-грамматическом материале,
соответствующем данному уровню. Рекомендуемая скорость чтения: 40-50 слов в
минуту при изучающем чтении; 80-100 слов в минуту при чтении с общим
охватом содержания.
Письмо. Учащийся должен уметь строить:
—
письменное
монологическое
высказывание
репродуктивнопродуктивного характера на предложенную тему в соответствии с заданной
коммуникативной установкой;
— письменное монологическое высказывание репродуктивного характера
на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с заданной
коммуникативной
установкой
и
изученным
лексико-грамматическим
материалом. Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы
общения. Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а
также тексты смешанного типа с элементами рассуждения.
Говорение. Монологическая речь
Учащийся должен уметь:
— самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания в
соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
— строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе
прослушанного или прочитанного текста различной формально-смысловой
структуры и коммуникативной направленности (повествование, описание,
сообщение, а также тексты смешанного типа с элементами рассуждения);
— передавать содержание, основную идею прочитанного или
прослушанного текста и выражать собственное отношение к фактам, событиям,
изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.
Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения. Тип
предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения, аутентичные тексты (допустима
минимальная адаптация). Объем предъявляемого текста: 700-800 слов. Доля
незнакомых слов: 3%. Объем продуцируемого учащимся текста: не менее 25 фраз.
Диалогическая речь. Учащийся должен уметь:

— понимать содержание высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях;
—адекватно реагировать на реплики собеседника;
— инициировать и завершать диалог, выражать свое коммуникативное
намерение в достаточно широком наборе речевых ситуаций, участвовать в
следующих типах диалога: диалог-расспрос, диалог-сообщение, диалогпобуждение. Высказывания учащихся должны быть оформлены в соответствии с
нормами современного русского языка в рамках изученного лексикограмматического материала, с учётом общепринятых социально обусловленных
норм речевого этикета.
Содержание языковой компетенции Фонетика. Орфоэпия. Требования
к слухо-произносительным навыкам и умениям аудирования Учащийся должен
уметь: распознавать на слух фонемный состав слова, место ударения в словах и
тип ритмической структуры, место основного и побочного ударения в словах,
коммуникативный тип предложения, границу синтагматического членения, место
центра и тип ИК в синтагме;
Говорение
Учащийся должен уметь:
— осуществлять правильное звуковое, ритмическое и интонационное
оформление
высказывания
на
лексико-грамматическом
материале,
функционирующего в сферах повседневного общения, социально-культурной и
учебно-профессиональной, не допуская фонематических ошибок; исправлять
произносительные ошибки по ходу высказывания.
Чтение. Учащийся должен уметь:
—произносить слитно распространённые синтагмы; читать вслух тексты с
незнакомым содержанием и незнакомой лексикой после предварительного чтения
про себя.
Письмо
Учащийся должен уметь:
—записывать со слуха незнакомые слова, предложения, тексты,
содержащие знакомые и незнакомые слова.
Консонантизм и вокализм. Коррекция произношения согласных и
гласных с учётом возможных нарушений фонологической системы русского
языка и интерференции со стороны родного языка учащихся. Ударение и ритмика.
Ритмические модели многосложных слов. Ритмические модели словосочетаний.
Основное и побочное ударение в сложных словах (Газпром). Расположение
ударения в аббревиатурах на последнем слоге РФ (ЭРЕФ). Переход ударения в
полных и кратких страдательных причастиях на один слог вперёд по сравнению с
инфинитивом (изучить изученный, изучен). Безударные слова: предлоги из-за,
над, под, для. Слабоударяемые слова: предлоги — благодаря, несмотря на, по
мере, против, между; союзы пока, пока не, хотя, так как, то есть.
Интонация.

Использование основных интонационных средств русского языка:
Вариативность интонационного оформления предложений, включающих
перечисление, сопоставление, пояснение, присоединение. Соответствие
пунктуации и интонации. Интонационные средства выражения актуального
членения предложения в контексте. Место центра ИК в разных типах
предложений, синтагматическое членение и тип ИК. Интонационная разметка
текста.
Содержание практического раздела программы
Курс имеет целью развить умения и навыки во всех видах речевой
деятельности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах
общения. Достижение этих умений предполагает такую организацию всего
процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности (РД) развиваются
в комплексе. Основой этой работы является взаимосвязанное обучение. Основные
направления взаимодействия видов:
- аудирование и говорение;
- чтение и говорение;
- аудирование и письмо;
- чтение и письмо;
- говорение и письмо.
При взаимосвязанном обучении этим видам РД используется общий
языковой материал, специально подобранные упражнения и определенное
временное соотношение работы над различными видами РД в рамках каждого
аудиторного занятия. Для занятий формулируется единый комплекс целей,
предполагающий формирование лексических, грамматических навыков и
речевых умений. Работа включает такие аспекты речи как чтение, говорение,
аудирование, письмо.
Обучение чтению должно быть направлено на формирование умений
учащегося:
- использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки;
- определить тему текста, понять его основную идею;
- понять как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора.
Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима
минимальная адаптация) с учетом лексико-грамматического материала данного
уровня. Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения.
Объем текста: 400 - 800 слов. Количество незнакомых слов: до 5-7%. Скорость
чтения: при изучающем чтении — 25-40 слов в минуту; при чтении с общим
охватом содержания — 60-80 слов в минуту.

Обучение говорению направлено на достижение определенных целей
коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и
поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи. При
решении коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально
реализовывать не только простые, но и сложные интенции, которые моделируют
собственно коммуникативный процесс, регулируют поведение и взаимодействие
коммуникантов, выражают их оценочные позиции. При решении определенных
коммуникативных задач не носитель языка должен уметь вербально реализовать
следующие интенции: вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо,
представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться,
обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и
извинения, поздравлять; инициировать, поддерживать, изменять тему
(направление) беседы;
привлекать внимание, просить повторить,
переспрашивать, напоминать, завершать беседу; запрашивать и сообщать
информацию: задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице, предмете,
о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве,
принадлежности предметов; о действии, времени, месте, причине и цели действия
или события; возможности, необходимости, вероятности, невозможности
действия; выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание, совет,
предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или
запрещение, обещание, неуверенность, сомнение; выражать свое отношение:
давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку; выражать
предпочтение, осуждение, удивление, чувствие, сожаление. Школьник-мигрант
должен уметь ориентироваться и реализовывать свои основные коммуникативные
намерения в следующих ситуациях общения:
- в административной службе (в школе на уроках, в дирекции, в офисе и т.д.
- в магазине, киоске, кассе;
- на почте;
- в банке, в пункте обмена валюты;
- в ресторане, буфете, кафе, столовой;
- в библиотеке; - на занятиях;
- на улицах города, в транспорте;
- в театре, музее, на экскурсии;
- в поликлинике, у врача, в аптеке;
- в ситуации общения по телефону;
- в гостинице;
- на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и
письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики:
1. Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, интересы. 2. Мой друг
(знакомый, член семьи). 3. Семья. 4. Учеба, место учёбы. 5. Изучение
иностранного языка. 6. Мой учебный день. 7. Свободное время, отдых, интересы.
8. Родной город, столица. 9. Здоровье. 10. Погода.

Обучение монологической речи направлено на выработку навыков
построения связных, логичных высказываний в соответствии с предложенной
темой и коммуникативно-заданной установкой (объем продуцируемого текста: не
менее 15 фраз); построения монологических высказываний репродуктивного типа
на основе прочитанного или прослушанного текста различной формальносмысловой структуры и коммуникативной направленности (повествование,
описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с элементами
рассуждения); передачи содержания, основной идеи прочитанного или
прослушанного текста и выражения собственного отношение к фактам, событиям,
изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.
Обучение диалогической речи направлено на выработку навыка
инициирования диалога, выражения своего коммуникативного намерения в
достаточно широком наборе речевых ситуаций, понимания содержания
высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в
определенных ситуациях.
Обучение аудированию направлено на формирование умений:
- понимать на слух информацию, содержащуюся в монологическом
высказывании: тему, главную и дополнительную информацию каждой смысловой
части сообщения с достаточной полнотой и точностью;
- понимать на слух основное содержание диалога, коммуникативные
намерения его участников.
Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать:
- письменное монологическое высказывание продуктивного характера н
предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
- письменное монологическое высказывание репродуктивного характера,
на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с
коммуникативно—заданной установкой.
Виды контроля реализации программы






Контроль за освоением курса осуществляется на каждом занятии и
выражается в качественной оценке (высокий уровень, оптимальный (базовый)
уровень, низкий уровень. В случае констатации низкого уровня, ребенку
назначаются дополнительные занятия, которые может проводить логопед. Не
рекомендуется использовать балльную систему оценивания. Речевая
деятельность оценивается по ее видам:
Говорение.
Слушание (аудирование)
Чтение.
Письмо.
Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения и
проводится в форме выполнения тестовых заданий.

Приложение 1
Тематические лексико-грамматические блоки курса
Лексические темы
Приветствие и
знакомство. Я в
классе. Пишем
по-русски.
Здравствуйте!/
Привет!
Как тебя зовут?
Что тебе
нравится? Откуда
ты? Что у
тебя есть?

Грамматические
темы
Знакомство с
алфавитом и письмом.
Личные
местоимения в И.п.,
В.п., Д.п. (Меня
зовут. .. Мне
нравится... У мeня
есть...)
Р.п.: R из России.

Время года. 4 сезона. Наречия,
Погода. Месяцы и дни прилагательные ( без
введения терминов
недели.
названий частей речи)
Вчера/сегодня/завтра — отличие в
конструкциях
«Сегодня
холодно»/»Сегодн
я холодная
погода». Также
отличия «зимазимой

Какая сегодня (вчера
была) погода? Тебе
холодно? Кому
нравится лето?
Сейчас октябрь?
Мой дом. Моя семья,
родственники.
Цвета и мебель.
Антонимы.

Виды учебной
деятельности
Составление
диалогов
для закрепления
изученного
материала,
групповые игры,
самостоятельное
прописывание
буквосочетании,
диктант.

Вопросно-ответное
фронтальное
введение
материала с
иллюстрациями,
записывание,
повторение,
проговаривание

Команды
распределяют —
это
зима/весна. . .
команды
собирают свои
картинки.

Закрепление
конструкций «Мне
нравится. ..»

Согласование
существительных
и прилагательных в
И.п.
Определение рода и

Формы
организации
Общая игразнакомство с
использованием
речевых клише
«по цепочке»;
игра- лото с
речевыми клише
фронтально;
индивидуальная
работа с
прописями,
парная работа с
диалогами
Игра «Времена
года» - детей
делят на четыре
группы, выдают
картинку их
времени года,
затем учитель
или помощники
из числа детей
показывают
маленькие
картинки и

Аудирование и
проговаривание, с
особым
вниманием на

Изучение цветов
фронтально по
карточкам,
тренировка

числа
существительного
по окончанию (он,
она, оно, они вместо
терминов м.р.,ж.р.,
cp.p. , мн.ч.)
В конце блока
введение
притяжательных
Это что? Это мой
местоимений и их
дом. Чья это
согласование с
кровать? Это моя
родом
кровать.
В комнате есть синие существительного
(всё в И.п.)
шторы. (дети
раскрашивают шторы
синим) Кто это? Это
наш брат.

Здоровье. Части тела. Прошедшее и
настоящее время
Врач
глаголов на материале
«болеет — болел»
Как ты себя
чувствуешь? У него Различия глаголов
«болит (горло) и
болит голова. Ты
болеет (друг)»
вчера болела?
Полезные/вредные
продукты

запоминания
названий цветов
через
маленькие
карточки в парах.
Работа
с
раскрасками
«под диктовку»
учителя.
До этого
изучение
названий
предметов через
игру
«Умные
карточки» - дети в
парах собирают
слова из слогов
опираясь на
фоновую
складывающуюся
картинку
предмета, а также
фронтально с
записыванием
через
конструкцию
«Это
стол—
? Нет, это
не стол, это
диван». . .
Подписывание
Подвижная игра на
частей
внимание — это
тела на
волосы, это ноги,
иллюстрации,
это живот. ..
диалоги в парах с
учитель
использованием
показывает
изученных клише,
неправильно,
путает детей, они
чтение и
должны показать
обсуждение
мини-истории «Это правильно
Вова, сегодня он не
в школе, он дома. У
него...»
цвета, которые
чаще путают —
зелёный, жёлтый,
синий, голубой.
Продолжение
фронтального и
парного знакомства
с предметами.
Чтение и
обсуждение
мини-истории
«Сегодня очень
холодно, идёт
дождь. Сейчас
осень.
Ветер и плохая
погода. ..»
Работа с
карточками
«Антонимы» в
вопросноответной форме.

Животный мир. Дикие
и домашние звери,
птицы, рыбы,
насекомые. Зоопарк.
Вы были в зоопарке?
Слон — это домашнее
животное? Какой
пудель? Пудель
кудрявый.

Растительный мир.
Дикие
растения/Комнатные.
Что где растёт?

Город. Я на улице.
Я живу на улице...
Fдe находится
спортивный центр?
Идите направо. .. Что
есть справа?

Введение предложного
падежа с
ответом на вопрос
«где?»: Это лев, где он
живёт? Верблюды
живут в России? А в
Узбекистане?
Закрепление темы
согласования по роду и
числу (каждый раз
четкое проговаривание
и
наглядно показывать, от
чего зависит окончание
прилагательного или
местоимения— от
окончания
существительного
«он/она/оно/они»)

Введение
глагола «расти» - с его
различными
значениями;
срывать, выращивать,
посадить.. .
Систематизировать и
закрепить окончания
глаголов в лицах и
числах в настоящем
времени;
глаголы 1 и 2
спряжения.
Fлаголы движения.
Совершенный и
несовершенный вид
глаголов
(завершенность
незавершенность/много
кратность
однократность)
Различение
«направо/справа»

Развитие
метапредметного
навыка
классификации—
схема
«Дикие/Домашние
животные» и
«ЖивотноеОписание».

Игра «Лото» с
животными,
закрепление
конструкции
«У меня есть. ..»
Мультфильм
«Учим русский
со
Смешариками.
Животные» и
Общее
заполнение
обсуждение
схем по ходу
животных и
просмотра
работа с
мультика.
четверостишиями Общее
(найти из общего обсуждение.
набора
нужное и
прочитать его,
обсуждаем—) я
беру книжечку
«День
рождения
собаки».
Чтение вслух:
Аппликация,
по цепочке
просмотр
мультфильма с
и по ролям,
драматизация в
обсуждением,
группе,
детская поэзия
индивидуальная
— чтение вслух.
работа с
Инсценировка
аппликациями.
сказки
«Репка»

Составление
маршрута
по карте города,
надписывание
объектов.
Составление
сводной схемы
глаголов
движения,
различение
пешего или
транспортного

Игра
«Навигатор»
(ведущий
управляет
игроками,
говорит, куда
им идти, чтобы
дойти до цели)
Выставка
плакатов с
планом
города/родного

передвижения и
практика этих
глаголов в
диалогах.

Мой день. В школе и
дома.
Во сколько ты.. .?
Сколько сейчас
времени? Когда ты
будешь. ..?

Указание времени в
русском
языке, различение «9
часов — в 9 часов»
Обсуждение вопросов,
связанных с темой (Во
сколько? Через
сколько?
Раньше/потом?)

Игра «Домино» учащиеся работаю в
малых группах,
получают разрезанные
карточки домино:
справа начало
предложения, слева
указание времени.
Собирают совместно
домино. (Дом был
построен.. .200
лет назад)
Числительные
Мои друзья. Портрет.
количественные для
Характер.
указания возраста
Сколько тебе лет?
Введение темы
Как выглядит твой
согласования формы
друг? Какой характер у существительного с
твоей подруги?
числительным (21 год,
22 года,
25 лет)

города в своей
стране
Просмотр
мультфильма с
обсуждением

Работа по цепочке
—
называние
времени на
распечатанных
циферблатах,
составление
диалогов в парах.

Игра
«Интервью» участники ходят
группой по
аудитории, у
каждого есть
свой циферблат,
записывают
друг друга на
определенное
Игра
«Приглашение» - «время
учащимся
встречи». Затем
выдаются
ведущий
карточки с
объявляет
описанием
время, и те, кто
события (концерт, назначил друг
другу встречу
выставка.).
на это время,
Партнеры
приглашают друг встают рядом и
обсуждают
друга.
заданный
ведущим
вопрос.
Учащиеся на
небольших
бумажках
составляют
задания друг для
друга, сбрасывают
в общую коробку,
затем по
очереди достают и
выполняют

Игра «Анкета» у каждого
участника есть
анкета с
вопросами о
возрасте
любимой
игрушки,
сестры, собаки,
родного города.
.. Задача за
ограниченное
время опросить
как можно
товарищей и
внести их
ответы в свой
лист.

Питание. Я за столом.

Что ты будешь? Это
солёное/сладкое. ..?
Что ты умеешь
готовить?
Что ты не любишь
есть? Что ты хочешь
приготовить сегодня?

Продукты, блюда,
Работа с
напитки,
карточками,
вкусно/невкусно/солёно/ запись и
повторение
горько/сладко/кисло—
клише, в парах
диалоги на основе
антонимы. . .
картинки
Глаголы СВ и HCB —
повторение видовых
Работа с
различий и введение
карточками —
глаголов на тему
продукты, блюда
«питания»
(углубление темы)
Творительный падеж—
чем ты ешь?
Чeм резать?

Магазин. Я в магазине. Винительный падеж
существительных и
Сколько стоит. ..?
прилагательных
Можно мне,
Сочетание
пожалуйста,
числительных с
существительными
(продолжение темы —
теперь с
рублями)

Школа. Я на уроке.
Что такое прямая?
Чем занимается наука
история?

Введение основных
понятий
предметной лексики —
названия предметов,
чем занимаются те или
иные науки, основные
термины с объяснением

Игра с мячом
«Съедобноенесъедобное»,
составление
меню для
ресторана/кафе/
столовой

Игра «ТВ-шоу
Рецепты» каждый
выбирает себе
распечатку с
рецептом,
делаем
продукты из
картона и
подготавливает
«видео»
передачи про
готовку (можно
стоять в рамке
игрушечного
телевизора)
Ролевая игра
Запись и
«Торговый
проговаривание
центр» клише, работа с
раздаются
грамматическим
разные карточки
материалом,
магазинов,
утіражнения на
банковских
изменение
карт, денег,
окончаний
продавцы
наполянют свои
лавки товаром,
покупатели
ходят и
покупают
Можно
Подстановка
инсценировать
терминов в
тексты, объяснить урок
термины,
рассказать о
любимом
предмете
Можно готовиться
в малых группах и
рассказать всей
группе

Город. Транспорт.
Подскажите, на чём
доехать до...?
На какой автобус мне
надо
сесть?

Предлог «на» +
транспортное
средство; продолжение
темы
«глаголы движения» ехать, лететь, плыть. ..

Мой дом. Где я живу.
Моя квартира.
На каком этаже?
Это двухкомнатная
квартира.

Предлоги «в, на, под...»
с падежами

Мои друзья. Играем
вместе. Детская
площадка.
С кем тебе нравится
гулять?
Мой дом. Я жду
гостей. Угощение,
уборка.

Отработка
Творительного падежа
(с кем?)

Во сколько придут?
Сколько пирогов надо
приготовить?

Лексика: названия
частей зданий
Отработка вопросов
«где» и «куда»? с
падежами

Новая мексика,
местоимение
«свой»
Заострение внимания на
будущем времени
Сочетание
числительных с
существительными
(пять человек, два
торта)

Рисование
маршрута
теперь с
комментариями по
поводу
транспорта;
чтение текста по
теме и
обсуждение
Чтение с
обсуждением,
презентация по
фотографии/карти
нке,
рассказ/сочинение
«Дом моей
меты/какой дом я
хочу»
Как правильно
называть адрес
Выполнение
грамматических
упражнений

Ролевая игра в
парах —
покупка билета
(выдать
карточки с
информацией о
поездке)

Составить
вопросы к
рассказу —
скинуть в общую
банку — и затем
отвечать на них

Чтение рассказа
с обсуждением

Я бы советовала
взять в этой
теме
персонажей, о
которых будем
говорить, на
случай что ктото из детей не
захочет
рассказывать о
своей квартире
Просмотр
мультфильма с
обсуждением

Составление
списка покупок
и списка дел

Спорт. Виды спорта.
Инвентарь.
Тренировки

Заниматься чем?
Интересоваться чем?
Заниматься на?

Музыка.
Музыкальные
инструменты. Какие
бывают мелодии

«Эмоции»

Что мы чувствуем,
когда слышим эту
мелодию?

Мои друзья. Кем мы
хотим быть.
Профессии.

Творительный
падеж— кем я хочу
быть?

Чтение с
обсуждением,
семантизация
трудной лексики

«рисуночный
диктант» учитель
рассказывает,
дети
зарисовывают;
диктант на
стенах— один из
пары ходит к
диктанту,
который висит в
другом конце
кабинета,
напоминает одно
предложение,
возвращается
и диктует. ..
Чтение с
Творческие
обсуждением,
задания —
семантизация
совместное
трудной лексики
слушание
музыки
и
обсуждение
Диктант на
свих
спинах — один
впечатлений и
из пары рисует
ощущений,
пальцем по
элементы артспине буквы,
второй записывает терапии
(нарисуйте
в тетрадь
мелодию)
Совместить
Составление
профессии и
своего текста
деятельность

Календарно-тематическое
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

планирование для поступающих в 1 класс

Тема
Будем знакомы! Приветствия. Рассказ о себе.
Россия – дружная семья разных народов.
Моя семья.
Город (поселок, деревня), где я живу.
Мои друзья.
Давайте поиграем! «Магазин», «больница» и др.
Мир эмоций. Слушаем сказки
Мой режим дня. Пословицы.
Мамины помощники. Пословицы и поговорки о труде.
Путешествие по городу. Транспорт. Маршрут до дома.
Путешествие по городу. Правила дорожного движения.
Путешествие по городу. Интересные места.
На деревенском подворье
Как хлеб на стол пришел
Овощи, фрукты.
Домашние животные
Москва – столица нашей Родины!
Города России
Природа России
Мир растений
Лес
Дикие животные
Зачем нужны насекомые
Водоемы.
Я – ученик. Правила поведения в школе.
Чему учат в школе
Школьные принадлежности
Школьные традиции.
Мой класс
Школьный участок.
Спортзал. Виды спорта.
Школьная столовая.
Учимся слушать и рассуждать. Русские народные сказки.
Сказки о животных.
Волшебные сказки
Рассказы о детях
Фольклор: потешки, колыбельные, загадки.
Считалки, народные игры.
Стихи для детей.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

40
41
42
43
44
45
46
47
48

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Игры- драматизации
Кукольный театр
Разгадай секрет картины. Знакомство с
произведениями.
Круглый год: зима, весна, лето, осень.
12 месяцев
Дни недели
Части суток. Мой день.
Мир мультипликации.
Итоговое занятие. Выполнение тестирование

1
1
живописными 1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование для поступающих во 2 класс
Тема
Количество
часов
Устная речь. Слово. Предложение. Письменность. Буквы.
1
Диагностика
Звуки речи. Гласные и согласны звуки.
1
Деление слов на слоги. Ударение.
1
Звуки [а,о,у]. Буквы А,О,У.
1
Звуки [м] – [м’]. Буква М.
1
Звуки [с] – [с’]. Буква С.
1
Звуки [х] – [х’]. Буква Х.
1
Звуки [р] – [р’]. Буква Р.
1
Звук [ш]. Буква Ш.
1
Звук [ы]. Буква ы.
1
Звуки [л] – [л’]. Буква Л.
1
Звуки [н] – [н’]. Буква Н. Звук [й’]. Буква Йй
1
Звуки [к] – [к’]. Буква К.
1
Звуки [т] – [т’]. Буква Т.
1
Звук [и]. Буква И.
1
Звуки [п] – [п’]. Буква П.
1
Звуки [з] – [з’]. Буква З.
1
Звук [й’]. Буква Й.
1
Звуки [г] – [г’]. Буква Г.
1
Звуки [в] – [в’]. Буква В.
1
Звуки [д] – [д’]. Буква Д.
1
Звуки [б] – [б’]. Буква Б.
1
Звук [ж]. Буква Ж.
1
Звук [э]. Буква Е.
1
Буква ь.
1
Звук [а]. Буква Я.
1
Звук [у]. Буква Ю.
1
Звук [о]. Буква Ё.
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
50

51

52
53
54
55
56
57
58

Звук [ч]. Буква Ч.
Звук [э]. Буква Э.
Звук [ц]. Буква Ц.
Звуки [ф] – [ф’]. Буква Ф.
Звук [щ]. Буква Щ.
Буква ъ.
Алфавит.
Как хорошо уметь читать! Чтение стихов, сказок, потешек.
Слова, отвечающие на вопросы «Кто? Что?»
Значения слов.
Животные и их детеныши.
Птицы.
Слова признаки. В лесу.
Словосочетания. Согласование слов.
Профессии. Слова признаки.
Обводка и штриховка предметов (Маша и медведь. Русская
народная сказка).
Широкая рабочая строка. Написание коротких наклонных линий
(Колобок. Русская народная сказка).
Написание коротких наклонных линий с закруглением внизу
(Чуковский К. И. Муха-Цокотуха).
Написание коротких наклонных линий с закруглением вверху
(Чуковский К. И. Айболит).
Написание малых овалов (Толстой А. Н. Приключения
Буратино).
Написание длинных прямых наклонных линий, длинных
прямых наклонных линий с петлей внизу (Гуси-лебеди. Русская
народная сказка).
Написание длинных прямых наклонных линий, длинных
прямых наклонных линий, длинных прямых с петлей вверху
(Носов Н. Н. Приключения Незнайки).
Рабочая строка. Написание коротких наклонных линий.
Написание длинных прямых наклонных линий, коротких
наклонных линий с закруглением внизу.
Написание длинных прямых наклонных линий с закруглением
внизу.
Написание длинных прямых наклонных линий с петлей вверху,
с петлей внизу.
Написание коротких и длинных прямых наклонных линий с
закруглением внизу, с закруглением вверху.
Написание коротких прямых наклонных линий с закруглением
справа, с закруглением слева, с соединением.
Написание малых и больших овалов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Написание коротких и длинных прямых наклонных линий с
закруглениями вверху и внизу.
Написание коротких и длинных прямых наклонных линий с
закруглением внизу, с закруглением вверху (соединение трех
одинаковых элементов).
Печатание коротких слов, предложений.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание с
доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание с
доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание с
доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание с
доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание с
доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание текста
с доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание текста
с доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание текста
с доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание текста
с доски.
Письмо слогов, коротких слов под диктовку, списывание текста
с доски.
Итоговое занятие. Выполнение тестирования

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2

Календарно-тематическое планирование для поступающих в 3 класс
Тема
Количество
часов
Что такое слово? Значение слово. Мир профессией.
1
Слова близкие по значению.
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Слова противоположные по значению.
Многозначные слова.
Обобщающие слова (игрушки, мебель, звери и пр.)
«Вежливые» слова.
Слова, обозначающие предметы.
Кто? Что?
Он, она, оно
Один – много. Они.
Игра «Море волнуется раз»
Слова, обозначающие признак предмета.

№

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
50
51
52

Слова, обозначающие признак предмета, близкие по значению.
Слова, обозначающие признак предмета, противоположные по
значению.
Образование прилагательных от существительных: добро –
добрый.
Загадки. Составление текста-описание предмета.
Словосочетание.
Согласование слов в роде и числе
Согласование слов в роде и числе
Согласование слов в роде и числе
Слова, обозначающие действия.
Слова, обозначающие действия. Составление словосочетаний.
Слова, обозначающие действия. Роль приставок (отбежал –
прибежал).
Составление предложений из двух, трех, четырех, пяти слов.
Обобщающее занятие: составление рассказа по заданной теме,
серии сюжетных картинок.
Звуки речи. Звуки окружающего мира.
Звуки гласные и согласные.
Слог. Деление на слоги.
Ударный слог
Чтение слогов, слов, коротких текстов.
Текст и не текст. Тема текста
Текст. Главная мысль текста.
Пересказ текста по плану.
Иллюстрация текста рисунками.
Чтение рассказов, сказок.
Ответ – вопрос. Игра «Да-нетка».
Списывание текста. Оформление предложения.
Списывание текста. Границы предложения.
Списывание текста. Красная строка.
Списывание текста. Орфографическое проговаривание.
Списывание текста. Самоконтроль и работа над ошибками
Словарный диктант.
Кроссворды и другие игры со словами.
Составление рассказа «Я и мои друзья»
Составление рассказа «Москва столица России»
Составление рассказа «Мой дом»
Составление рассказа «Все профессии нужны»
Составление рассказа « Осень, зима, лето, весна»»
Составление рассказа «Моя семья»»
Составление рассказа «Мое здоровье»
Правильное употребление предлогов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

№
1

2

3

4

5
6
7
8

Выбор предлога в словосочетании и предложении.
Просмотр мультфильмов и пересказ их.
Просмотр мультфильмов и пересказ их.
Просмотр мультфильмов и пересказ их.
Составление картинного плана.
Составление рассказа по картине.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Просмотр детских фильмов. Подробный пересказ.
Просмотр детских фильмов. Сжатый пересказ.
Просмотр детских фильмов. Характеристика героя.
Пишем записки.
Письмо другу.
Поздравительная открытка.
Записываем рецепт.
Инсценируем сказку по выбору.
Инсценируем сказку по выбору.
Инсценируем сказку по выбору.
Инсценируем сказку по выбору.
Спектакль для родителей.
Итоговое занятие. Выполнение тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование для поступающих в 4 класс
Тема
Количество
часов
Фонетика. Звуки речи и звуки окружающего мира. Гласные и 1
согласные звуки. Ударение. Звуковой анализ и характеристика
звуков. Деление по слогам.
Фонетика. Звуки речи и звуки окружающего мира. Гласные и
1
согласные звуки. Ударение. Звуковой анализ и характеристика
звуков. Деление по слогам
Фонетика. Звуки речи и звуки окружающего мира. Гласные и
1
согласные звуки. Ударение. Звуковой анализ и характеристика
звуков. Деление по слогам
Фонетика. Звуки речи и звуки окружающего мира. Гласные и
1
согласные звуки. Ударение. Звуковой анализ и характеристика
звуков. Деление по слогам
Алфавит. Систематизация слов в алфавитном порядке. Запись
1
слов
Алфавит. Систематизация слов в алфавитном порядке. Запись
1
слов
Алфавит. Систематизация слов в алфавитном порядке. Запись 1
слов
Предложение. Границы предложения. Типы интонационных 1
конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление).

9

10

11

12

13

14

15

Предложение. Границы предложения. Типы интонационных
конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление).
ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование, обращение).
Предложение. Границы предложения. Типы интонационных
конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление),
ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование, обращение),
ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос,
перечисление),
Предложение. Границы предложения. Типы интонационных
конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление),
ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование, обращение),
ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос,
перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а»,
перечисление, неконечная синтагма, официальные вопрос с
оттенком требования.
Виды простых предложений: двусоставные - односоставные,
утвердительные/отрицательные,
побудительные,
повествовательные,
вопросительные.
Главные
члены
предложения.
Предложение. Границы предложения. Типы интонационных
конструкций: ИК-1 (законченное высказывание, перечисление),
ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование, обращение),
ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос,
перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а»,
перечисление, неконечная синтагма, официальные вопрос с
оттенком требования), ИК-5 (оценка). Главные члены
предложения.
Предложение. Границы предложения. Типы интонационных
конструкций:
ИК-1
(законченное
высказывание,
перечисление), ИК-2 (специальный вопрос, просьба,
требование, обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная
синтагма, просьба,
переспрос, перечисление),
ИК-4
(сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление,
неконечная синтагма, официальные вопрос с оттенком
требования), ИК-5 (оценка), ИК-б (восклицание, вопрос).
Главные члены предложения.
Основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс.
Распознавание ограниченного числа словообразовательных
моделей: -существительных: лицо мужского/женского пола по
профессии, занятиям, национальности и др. с суффиксами тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), -щик/-щиц(а), -/-к(а), ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-; абстрактные понятия,
действия, признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е),

1

1

1

1

1

1

1

16

17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27

-ани(е), -ств(о), к(а), - аци(я), -ость; и др.;- прилагательных: с
суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, -ическ-;- наречий: с
суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски;
Основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс.
Распознавание ограниченного числа словообразовательных
моделей: -существительных: лицо мужского/женского пола по
профессии, занятиям, национальности и др. с суффиксами тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), -щик/-щиц(а), -/-к(а), ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-; абстрактные понятия,
действия, признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е),
-ани(е), -ств(о), к(а), - аци(я), -ость; и др.;- прилагательных: с
суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, -ическ-;- наречий: с
суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски;
Основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс.
Распознавание ограниченного числа словообразовательных
моделей: -существительных: лицо мужского/женского пола по
профессии, занятиям, национальности и др. с суффиксами тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/-чи-ц(а), -щик/-щиц(а), -/-к(а), ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а), -ик/-; абстрактные понятия,
действия, признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е),
-ани(е), -ств(о), к(а), - аци(я), -ость; и др.;- прилагательных: с
суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, -ическ-;- наречий: с
суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски;
Однокоренные слова.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Орфограммы корня. Подбор проверочных слов. Запись слов с
пропущенными буквами.
Имя существительное: 1. Род, число; 2. Формообразование; 3.
Одушевленные и неодушевленные существительные; 4.
Падежная система, значение и употребление падежей.
Имя существительное: 1. Род, число; 2. Формообразование; 3.
Одушевленные и неодушевленные существительные; 4.
Падежная система, значение и употребление падежей.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

28

29

30

31

32

33

34
35
36
37

38

39

40

Имя существительное: 1. Род, число; 2. Формообразование; 3.
Одушевленные и неодушевленные существительные; 4.
Падежная система, значение и употребление падежей.
Местоимение: 1. Значение, формы изменения и употребление
личных (я, ты, он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей,
сколько), притяжательных (мой, твой, свой), указательных (тот,
этот), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных
(никто, ничего), возвратного (себя)
. Местоимение: 1. Значение, формы изменения и употребление
личных (я, ты, он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей,
сколько), притяжательных (мой, твой, свой), указательных (тот,
этот), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных
(никто, ничего), возвратного (себя)
Имя прилагательное: 1. Род, число. 2. Полные и краткие
прилагательные. 3. Согласование полных прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже. 4. Падежная
система полных прилагательных.
Имя прилагательное: 1. Род, число. 2. Полные и краткие
прилагательные. 3. Согласование полных прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже. 4. Падежная
система полных прилагательных.
Имя прилагательное: 1. Род, число. 2. Полные и краткие
прилагательные. 3. Согласование полных прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже. 4. Падежная
система полных прилагательных.
Глагол: 1. Инфинитив. 2. Несовершенный и совершенный вид
глагола. 3. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
Глагол: 1. Инфинитив. 2. Несовершенный и совершенный вид
глагола. 3. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
Глагол: 1. Инфинитив. 2. Несовершенный и совершенный вид
глагола. 3. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола..
Имя числительное: 1. Количественные и порядковые
числительные. 2. Употребление числительных в сочетании с
существительными и прилагательными
Имя числительное: 1. Количественные и порядковые
числительные. 2. Употребление числительных в сочетании с
существительными и прилагательными
Имя числительное: 1. Количественные и порядковые
числительные. 2. Употребление числительных в сочетании с
существительными и прилагательными
Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени
(утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и
степени (медленно, быстро). 2. Предикативные наречия (нужно,
можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда,

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

41

42

43

44

45

46
47
48
50
51
52
53
54
55
56
57
58

откуда). 3. Степени сравнения наречий (хорошо — лучше —
лучший, синий — синее (более синий) — самый синий)
Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени
(утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и
степени (медленно, быстро). 2. Предикативные наречия (нужно,
можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда,
откуда). 3. Степени сравнения наречий (хорошо — лучше —
лучший, синий — синее (более синий) — самый синий)
Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени
(утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и
степени (медленно, быстро). 2. Предикативные наречия (нужно,
можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда,
откуда). 3. Степени сравнения наречий (хорошо — лучше —
лучший, синий — синее (более синий) — самый синий)
Служебные части речи: 1. Предлоги (в, о, на, над, под, без, через,
после, с, до, к, по, от, из, у и др.), их значение. 2. Союзы и
союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что,
поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения.
3. Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения
Служебные части речи: 1. Предлоги (в, о, на, над, под, без, через,
после, с, до, к, по, от, из, у и др.), их значение. 2. Союзы и
союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что,
поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения.
3. Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения
Служебные части речи: 1. Предлоги (в, о, на, над, под, без, через,
после, с, до, к, по, от, из, у и др.), их значение. 2. Союзы и
союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что,
поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения.
3. Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения
Текст. Виды текстов.
Текст -повествование
Текст - описание
Текст-рассуждение
Чтение и пересказ текстов.
Списывание текста.
Списывание текста.
Списывание текста.
Тема текста. Главная мысль текста.
Письменные ответы на вопросы. Заполняем анкету.
Выполнение заданий в тестовой форме с выбором одного ответа,
нескольких ответов, установление последовательности.
Выполнение заданий в тестовой форме с выбором одного ответа,
нескольких ответов, установление последовательности.

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Выполнение заданий в тестовой форме с выбором одного ответа,
нескольких ответов, установление последовательности.
Выполнение заданий в тестовой форме с выбором одного ответа,
нескольких ответов, установление последовательности.
Выполнение заданий в тестовой форме с выбором одного ответа,
нескольких ответов, установление последовательности.
Составление рассказа по теме: Моя семья
Составление рассказа по теме: Мой город (село)
Составление рассказа по теме: Мои друзья
Составление рассказа по теме: Домашние питомцы
Составление рассказа по теме: Мои увлечения
Составление рассказа по теме: Школа
Чтение и пересказ сказки (по выбору)
Чтение и пересказ статьи из детской энциклопедии.
Чтение и пересказ рассказа.
Поэтический турнир. Чтение стихотворений по выбору.
Итоговое занятие. Выполнение тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рекомендации по проведению занятий
 Ритуал приветствия: декламация хором, например, здравствуй, солнце золотое,
здравствуй, небо голубое, здравствуй, легкий ветерок, здравствуй, здравствуй,
маленький дубок. Я живу в родном краю. Всех я вас приветствую. Обязательно личное
приветствие: здравствуй, Мухаммад, здравствуй, Анко!
 Пословица, поговорка, загадка как подводка к теме урока.
 Чтение чистоговорок, столбиков слогов, слов. Игры со словами.
 Максимальная наглядность!
 Физминутки лучше проводить, проговаривая слова вместе с детьми.
 Подключение невербальной речи.
 Выделять время для «минуток чтения, рисования, слушания музыки».
 Планируя занятия помним, что на каждом должны быть задания на все четыре
вида речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
 Выбираем оптимальную для детей громкость и скорость собственной речи.
 Используем методику глобального и полуглобального чтения.
 Не забываем про артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.
 Играть можно и нужно.
 Ритуал прощания можно проводить по аналогии с ритуалом приветствия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».