Положение обсуждено и принято на педагогическом совете МКОУ «Прогимназия №2 г.п. Терек» от «30» 08. 2024г. протокол №1 Утверждено приказом по МКОУ «Прогимназия №2 г.п. Терек» №113 от «30» 08.2024г Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом МКОУ Прогимназия №2 г.п. Терек (далее – Организация). 1.2. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение) является локальным нормативным актом прогимназия, регулирующим формы, периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости. 1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. 1.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального образования (далее – ФГОС). 1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях: - контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; - проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса; 2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. 2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах). Особенности оценки всех форм текущего контроля образовательных результатов обучающихся регламентируются критериями оценки образовательных результатов обучающихся. В рамках текущего контроля успеваемости по отдельным предметам предусмотрены обязательные формы контроля (письменные и практические контрольные работы). 2.7. При текущем контроле успеваемости обучающихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «неудовлетворительно». балл «5» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала; письменные работы выполняет уверенно и аккуратно; балл «4» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок; легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; в письменных работах делает незначительные ошибки; балл «3» ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий; балл «2» ставится, когда у обучающегося имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах допускает грубые ошибки. Знания, оцениваемые баллами «4» и «5», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий. 2.8. По русскому языку и математике отметка выставляется с учетом результатов письменных контрольных работ. 2.9. Для выставления отметки за четверть необходимо наличие 3-х или более текущих отметок при одном часе в неделю, 6-ти и более при двух часах в неделю. Если предмет изучается в объеме 1 час в неделю, то допускается оценивание предмета за полугодие. 2.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся, временно находящихся в санаторных и других медицинских организациях осуществляется в этих организациях, а полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, годовых отметок. 2.11. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки. 2.12. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся, учитель должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на следующих уроках с выставлением отметки. 2.13. При пропуске обучающимся по уважительной причине более 70% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для получения отметки за четверть (полугодие) обучающийся подлежит текущему контролю на уровне администрации прогимназии по индивидуальному графику. 2.14. Отметки обучающемуся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов тематического и поурочного текущего контроля успеваемости, за 3 дня до начала каникул. 2.15. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются на основе отметок, выставленных в результате поурочного и тематического текущего контроля успеваемости как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимися в период четверти (полугодия) по данному предмету. Если средняя арифметическая отметка «2,5», «3,5», «4,5», учитель вправе учитывать результаты контрольных испытаний в течение четверти. 2.16. Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. По предметным курсам ОРКСЭ, искусство, технология, физическая культура вводится безотметочное обучение. Качество освоения Уровень Отметка в системе программы достижений «зачтено / не зачтено» 85-100% высокий зачтено 75-85% оптимальный зачтено 50-75 % допустимый зачтено меньше 50% начальный не зачтено Изобразительное искусство "Зачтено" -учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. "Зачтено" -учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. "Зачтено" -учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала. "Не зачтено" -учащийся допускает грубые ошибки в ответе; -не справляется с поставленной целью урока. Технология "Зачтено” -ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. “Зачтено” - работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. “Зачтено” - работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности. «Не зачтено» - существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе почти отсутствовала; -изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности. Физическая культура «Зачтено» - учащийся выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений; - учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем; - учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия; - учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста; - учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. «Зачтено» - учащийся выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений; - учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем; - учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста; - учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. «Зачтено» - учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования; - учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем; - учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия; - учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры. «Не зачтено» - учащиеся не имеют спортивную форму, не выполняет требования техники безопасности; - учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем; - учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств; - учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Музыка «Зачтено» - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «Зачтено» - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями. «Зачтено» - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; - или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. «Не зачтено» - нет интереса, эмоционального отклика; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить. ОРКСЭ «Зачтено» - осознает себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); - развивает чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям; - знает важнейшие страницы истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников культуры России; - осознает необходимость для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие; - развивает способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы; - умеет работать с различными источниками информации; - участвует в диспутах. Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие проверочные и тестовые, творческие работы, проектная деятельность. Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. При использовании тестовой формы контроля руководствуются следующими критериями оценивания: «зачтено» - если правильно выполнено 50% или более, «не зачтено» - если правильно выполнено менее 50%. В случае невыполнения теста с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторное тестирование. Проектная деятельность предусматривает защиту проектов, в ходе которой каждый обучающийся должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является – защита проекта, которая оценивается учителем: «зачтено» - за качественное выступление, которое включает объём, глубину знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы, культуру речи выступающего и чувство времени. «не зачтено» - если материал проекта не соответствует заданной теме, раскрыт поверхностно, требования по выполнению проекта не выполнены. В случае получения оценки: «не зачтено», с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторная защита проекта. 2.17. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.18. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; - соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; - оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности, - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы 3.2. Промежуточная аттестация в прогимназии проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 3.3. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти, либо среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти. Округление результата проводится по правилу математического округления. 3.4. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета прогимназии. 4. Порядок перевода учащихся в следующий класс 4.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.4. Прогимназия создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые прогимназией, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в пределах одного года с момента образования академической задолженности. 4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз прогимназией создается комиссия. 4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации. 4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 4.9. Учащиеся в прогимназии по образовательным программам начального общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Прогимназия информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.